- Зороастризм
-
ЗОРОАСТРИ́ЗМ — религ. система, основанная в кон. 2 — нач. 1 тысячелетия до н. э. в Вост. Иране пророком Заратуштрой. Характеризуется резко выраженным дуализмом, представлением о сосуществовании и непримиримой борьбе двух "изначальных духов" — "избравшего добро", благого, праведного Ахура-Мазды (Ормузд) и "избравшего зло", лживого, губительного Ангра-Майнью (Ариман); эта борьба, ареной к-рой служат мир и человеческие души, завершится в конце времен победой светлого Ахура-Мазды и великим судом над людьми. Обретший гос. поддержку уже в империи Ахеменидов (с сер. 6 в. до н. э.), З. к эпохе династии Сасанидов (2—7 вв. н. э.) превратился в нац. религию иранцев. Нек-рые идеи З., распространившегося далеко на Запад, участвовали в формировании христ. идеологии. На Русь отд. образы иранской мифологии (Хоре, Симаргл), связанные с З., проникали, по-видимому, еще до принятия кн. Владимиром христ-ва, из ираноязыч. Хорезма, вместе с иранским этническим элементом (см.: В. Н. Топоров. Об иранском элементе в рус. дух. культуре / Слав. и балканский фольклор. Реконструкция др. слав. дух. к-ры: источники и методы. М., 1989. С. 26—38). Позднее сюжеты и представления, несущие отпечаток З., вливаются в др.-рус. лит-ру через посредтво христ. дуалистич. ересей: павликианства и богомильства, к-рые испытали сильное воздействие З. и родственного ему манихейства (см., напр.: В. К. Шохин. Древняя Индия в культуре Руси 11 — сер. 15 в.). М., 1988. С. 156—157 и др.). В 10—30-х гг. 20 в. идеи З., черпаемые теперь уже из востоковедч. и ист.-религ. иссл., вновь влияют на рус. мысль (прежде всего на мировоззрение антропософских и анархо-мистич. кружков, причем у последних дуализм благого и злого космич. начал дополнялся, в духе времени и в духе нек-рых христ. дуалистич. ересей средневековья, "социальным" дуализмом, т. е. противопоставлением народа как носителя блага и добра гос-ву, воплощающему зло, и нар. религии — "апостольского христ-ва" богомильского типа — офиц. "государственнической" церкви, служащей закабалению масс; выразитель подобных идей А. А. Синягин). В этой среде проявлялся значит. интерес и к подлинному др.-иранскому З., а также к его отражению в классич. персидской эпопее Фирдоуси "Шахнаме". Это направление рус. религ. и историософской мысли было, как и мн. др., уничтожено репрессиями 30-х гг.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.